http://www.orientmuseum.ru/ http://www.persia.ru/ Театека

Журнал для всех, кому интересен Восток

Сфера буддийской мандалы

Мандала (санскр. «круг», «диск», «сфера») — сакрализованный графический символ сложной структуры, основная магическая диаграмма, широко используемая в буддийском и индуистском тантризме как наглядное пособие для созерцательной практики.

Буддизмом мандала была заимствована из раннеиндусской культуры. Изготовление первой мандалы в буддизме приписывается Падмасамбхаве (VIII в.), внёсшему значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма, важдраяны. Падмасамбхава, нуждаясь в помощи божества, сооружал мандалу и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр мандалы, осуществляя его желание.

Будда Шакьямуни преподал своим ученикам два вида учений. Первые из них, сутры, передавались им открыто в форме диалогов и были доступны широкой публике. Вторым же, тантрам, Будда учил тайно и лишь тех учеников, которые обладали достаточно высоким духовным уровнем, чтобы постичь их. Являясь высшими поучениями, тантры предполагают достижение пробуждения посредством созерцания просветлённых божеств и их дворцов-мандал. Каждая мандала является графическим изображением того или иного тантрического учения, передавая его суть на языке символов. Её можно читать, изучать как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации.

Мандала в буддизме — это графическое изображение схемы Вселенной и иерархическая расстановка в картине мироздания всех буддистских святых. Рисунок её симметричен, типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — изображение божеств, бодхисатв, будд. У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет Т-образные выходы — врата во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый — востоку, жёлтый — югу, красный — западу, зелёный — северу. Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд — главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо. В отличие от Индии, в Тибете мандалы были ориентированы не на восток, а на запад.

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики. К концу ритуала творение разрушают.
Тантрические практики и ритуалы, предполагающие построение песочных мандал, будучи тайными изначально, до последнего времени были совершенно недоступны для западного человека в силу географической удалённости Тибета, языковых и культурных барьеров.

В 1949 году, когда буддийский Тибет был оккупирован Китаем, юный Далай-лама XIV, глава духовной и светской власти Тибета, принял решение покинуть страну, чтобы основать правительство в изгнании. За ним последовали тысячи монахов и мирян. Перед тибетцами встала нелегкая задача сохранения своей уникальной духовной культуры в условиях изгнания. Образ Тибета в сознании народов разных стран рисовался как цитадель духовности, выстоявшая в мире, раздираемом войнами. С открытым сердцем западные люди встречали тибетских лам и монахов, и те щедро делились с ними своими знаниями. Так на Запад впервые попали тайные тантрические ритуалы, а с ними и песочные мандалы. Местом для проведения тантрических ритуалов стали музеи, галереи и концертные залы.

Ритуал создания песочной мандалы

Материалом для создания мандалы может служить не только речной песок, но и измельчённые камни, бирюза, яшма, малахит, жемчуг, кораллы. В наше время тибетские монахи чаще всего используют измельчённый мрамор. Мраморную крошку просеивают, окрашивают в яркие цвета и сортируют по цвету и размеру частичек. Крупнозернистый песок используется для заполнения фона, мелкий — для прорисовки деталей и узоров. Непосредственное формирование узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса чакпу и твёрдого рога яка. В конус, который имеет в средней части неровную, ребристую поверхность, засыпают песок нужного цвета. Потирая поверхность чакпу рогом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок струйкой высыпается через небольшое отверстие. Техника нанесения песка с помощью чакпу не встречается больше нигде в мире.

Композиция и цветовой колорит песочных мандал, а также последовательность их построения описаны в текстах, которые монахи выучивают наизусть. Каждый тибетский монастырь имеет свой стиль и структуру. В основном, отличается центр мандалы, где изображены божества, боковые части остаются неизменными.

Перед тем как приступить к сооружению песочной мандалы, монахи очищают пространство, готовят платформу, инструменты и песок. Ритуалы, предваряющие строительство мандалы, начинаются с обращения за прибежищем к Трем драгоценностям буддизма: Будде, дхарме (его учению) и сангхе (общине практикующих). Затем воздаются почести просветлённым существам и учителям, донёсшим чрез века учение Будды. В специальном руководстве садхане подробно описывается центральное божество мандалы, в образе которого монахи мысленно представляют самих себя. Монахи приглашают в зал, где будет построена мандала, просветлённых божеств и преподносят им всевозможные дары. В монастырях ритуал очищения пространства перед возведением мандалы длится около двух часов. Монахи очищают место с помощью горчичных семян или пепла, мантры и медитации. Платформа для мандалы благословляется. Песок специально подготавливается и расставляется в ёмкостях на столе.

Разметку платформы производят с помощью чистой белой нити, которая, согласно описаниям, должна быть сплетена юными девушками и куплена не торгуясь. Нить погружают в белый песок мелкого помола, натягивают над поверхностью мандалы и отпускают. На платформе остаётся белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Весь декор мандалы создаётся из песка без предварительной прорисовки. Песок наносят от центра к периферии. Над созданием мандалы работают четыре монаха, действия их согласованны и равномерны. Построение большой песочной мандалы занимает около десяти дней. Всё это время зал, где работают монахи, является чистой обителью просветлённых существ.

Мандалу нельзя оставлять в музее как экспонат. Она служит основой для медитации. Разрушение мандалы подчёркивает идею о непостоянстве всего сущего. Ритуал разрушения — это возможность задуматься о бренности бытия. Монахи призывают светлых божеств, пребывавших в песочной мандале, вернуться в свои небесные обители. Монах надрезает мандалу в местах входов по диагональным линиям с помощью ваджры. В буддийской мифологии ваджра (санскр. «алмаз», «молния») — символ прочности и неуничтожимости и занимает центральное место в символике ваджраяны, где ваджру изображают как особым образом оформленный скипетр. После надрезания мандалы монахи сметают песок к центру и помещают его в большую чашу. Считается, что в результате ритуала песок приобретает очистительную силу. Процессия монахов с трубами и цимбалами направляется к реке или океану, чтобы поднести песок в дар духам воды и распространить благо по всему миру. Монахи высыпают в воду песок из большой чаши, оставляя немного гостям, принимавшим участие в ритуале. Этот песок можно затем хранить дома на алтаре или высыпать в землю, чтобы урожай был обильным. Песком также посыпают макушку умирающего, чтобы помочь ему переродиться в высших мирах.

Видео:

  • http://youtu.be/MBS_LP5jHr8 — (41:16) Документальный фильм, рассказывающий о сути древнего ритуала построения песочных мандал. Снят в апреле 2002 года в Самаре во время посещения города монахами тибетского тантрического монастыря «Гьюдмед». В кинокартине приводятся детальные объяснения символики мандалы Будды Безграничного Сострадания. Режиссер: Светлана Кочергина.
  • http://youtu.be/aygbhT2Svh8 — (09:08) Создание и разрушение мандалы Будды сострадания монахами монастыря Дрепунг Лоселинг (Атланта, США).
  • http://youtu.be/KyqVDewZ2kU — (15:25) Создание и разрушение песочной мандалы монахами монастыря Дрепунг Лоселинг (Атланта, США). Ритуал построения мандалы проводился 11–14 апреля 2011 г. в художественной галерее Государственного университета города Сонома (США, Калифорния).
  • http://youtu.be/imj64Kmw7iM — (01:36) Создание тибетской мандалы Калачакры.
  • http://youtu.be/GA3su0ECdPc — (06:08) Создание и разрушение песочной мандалы в галерее азиатского искусства Траммела и Маргарет Кроу (Музей искусств Далласа, США).
  • http://youtu.be/Sr1i5E3GbUA — (05:09) Создание и разрушение мандалы монахами монастыря Дрепунг Лоселинг (Южная Индия). Ритуал построения мандалы проводился 16–19 августа 2012 г. в Музее азиатского искусства (Сан-Франциско, США).
© 1999-2024 Российская государственная библиотека
© Авторские права на статьи, представленные на нашем сайте, принадлежат авторам данных статей. При намерении полной или частичной перепечатки текстов необходимо обращаться в редакцию журнала "Восточная коллекция" по адресу: orient@rsl.ru